«Крылатая милиция»

19.12.2016
«Крылатая милиция»

В ноябре 2016 года подразделениям правопорядка (милиции-полиции) в аэропортах Средневолжского региона исполнилось 45 лет

В семидесятых годах двадцатого века на воздушном транспорте обострилась криминогенная обстановка. Имели место случаи попыток захвата и угона самолетов. Только в период с 1970 по 1986 годы таких попыток было 42! И пресечь, к сожалению, удавалось не все...

Участвовали в отпоре преступникам и сотрудники подразделений на воздушном транспорте Средневолжского УВД на транспорте МВД России.

Так, 23 декабря 1986 года Председатель Президиума Верховного Совета СССР Андрей Андреевич Громыко подписал Указ № 6213 о награждении сотрудников милиции за грамотные действия, мужество и отвагу, проявленные при пресечении вооруженного захвата самолета в аэропорту г. Уфы 20 сентября 1986 года. В тексте этого документа были указаны и сотрудники ЛОВД в аэропорту г. Уфы: капитан милиции Николай Васильевич Николаев был награжден орденом Красной Звезды, а сержант милиции Забит Галеевич Уметбаев — орденом «Знак Почета».

Но вернемся к истокам. В 1970-х годах в аэропортах подразделения милиции отсутствовали. По преступлениям и правонарушениям это объекты обслуживались территориальными ОВД. В этой связи Советом министров СССР было издано распоряжение о создании подразделений милиции на воздушном транспорте.

Вначале обеспечение безопасности полетов было поручено территориальным органам внутренних дел. При каждом территориальном МВД, УВД Средневолжского региона были созданы оперативно-строевые подразделения по сопровождению пассажирских самолетов. Сотрудники милиции, сопровождавшие рейсы, включались в состав экипажа. Но это было только начало.

В июле 1971 года издается приказ Министра внутренних дел СССР о создании подразделений милиции и следствия на воздушном транспорте.

По Приволжскому управлению гражданской авиации были созданы подразделения милиции в аэропортах Уфы, Казани, Самары, Саратова, Горького, Саранска, Чебоксар, Йошкар-Олы, Пензы, Оренбурга и Орска.

При Куйбышевском отделе транспортной милиции был создан отдел по руководству этими подразделениями милиции. Начальником отдела был назначен полковник милиции Павел Григорьевич Груздев, он же — заместитель начальника КОТМ. Данным статусом заместителя начальника отдела транспортной милиции определялась важность обеспечения безопасности полетов воздушных судов, жизни и здоровья пассажиров.

Следует заметить, что руководство КОТМ успешно справилось с обеспечением этой важнейшей задачи. Начальниками линейных подразделений в аэропортах были назначены профессионалы милицейской службы на железнодорожном транспорте: в Самаре — полковник милиции Николай Андреевич Блытушкин, подполковник милиции Геннадий Александрович Путятин, в Уфе — полковник милиции Леонид Семенович Никонов, в Казани — полковник милиции Исхак Галеевич Галеев.

Заместителями командиров по режиму и охране были назначены полковник милиции Григорий Иванович Назаров в Самаре, подполковник милиции Николай Васильевич Шептулин в Уфе.

Заместителями командира по режиму и охране в Куйбышевском аэропорту были также подполковники милиции Вениамин Иванович Блохин, Иван Васильевич Шелягович, Антонов.

Все было в работе сотрудников органов охраны правопорядка на воздушном транспорте. Но всегда они несли свою нелегкую, а подчас и опасную службу достойно, оберегая пассажиров.

Когда 9 июля 1973 году старшина милиции Алексей Семенович Шишкин, сопровождал рейс Куйбышев — Симферополь, в сопровождаемом им самолете на высоте 6000 метров возникли серьезные технические неполадки, произошла разгерметизация.

Среди пассажиров возникла паника. Многие, вскочив со своих мест, устремились к кабине пилота, в результате чего мог сместиться центр тяжести самолета, крайне осложнив полет.

И в этот критический момент Алексей Семенович Шишкин не растерялся. Он, вместе с бортпроводницами, преградил путь обезумевшим пассажирам...

Экипаж самолета, проявив высокое профессиональное мастерство, сумел довести самолет до аэропорта Курумоч и благополучно приземлиться.

Прибывшие к месту посадки сотрудники милиции, работники скорой помощи и пожарные приняли все меры по эвакуации и спасению пострадавших, активную помощь в этом им оказывал А.С. Шишкин.

Его самоотверженные действия можно назвать подвигом, который был отмечен медалью «За отличную службу по охране общественного порядка». Также Шишкину было присвоено звание младшего лейтенанта милиции. Впрочем, спасая жизни пассажиров, Алексей Семенович думал вовсе не о наградах.

Не обходилась, к сожалению, милицейская служба и без трагедий. Так 23 декабря 1973 года при сопровождении самолета в авиакатастрофе погиб инспектор оперативно-строевого подразделения ЛОМ аэропорта Куйбышев лейтенант милиции Иван Васильевич Тенитенко. Погибли все пассажиры и члены экипажа. Даже многие годы спустя такие случаи вспоминаются с болью...

Проходят годы, десятилетия. Из отдела Куйбышевская транспортная милиция реорганизуется в управление, а в 1981 году — во многоотраслевое Средневолжское УВД на транспорте МВД России, которое просуществовало до 2010 года.

Мне хочется отметить, что в становлении и развитии милиции на воздушном транспорте внесли важный вклад наши ветераны — ныне генералы Владимир Петрович Глухов, Владимир Васильевич Кириченко, Петр Лукич Чипура; полковники милиции Николай Иванович Купцов, Юрий Григорьевич Белоуско, Владимир Егорович Могличев, Николай Иванович Буцеров.

Сегодня в структуре Средневолжского линейного управления МВД России на транспорте находится линейный отдел полиции в аэропорту г. Самары, который возглавляет подполковник полиции Алексей Сергеевич Долматов.

Он из тех руководителей, которые прошли милицейскую школу на железнодорожном и речном транспорте. Это опытный и грамотный руководитель.

Отдел работает стабильно. Много внимания уделяется обучению и воспитанию молодых сотрудников, повышению их бдительности и профессионального мастерства. Встречи с ветеранами стали хорошей традицией в жизни подразделения.

Передовиками службы сегодня являются лейтенант полиции Дмитрий Александрович Сергеев, инспектор отделения по досмотру, прапорщик полиции Дмитрий Александрович Назаров, командир отделения отдельного взвода патрульно-постовой службы полиции, сержант полиции Марат Фахимович Еникеев, полицейский отдельного взвода патрульно-постовой службы полиции.

Подводя итоги боевого пути, хочу отметить, что эстафета старших поколений ОВД находится в надежных руках молодых сотрудников, которые, служа закону — честно и добросовестно служат народу.

Василий ТЕРЕХОВ
член Общественного совета при Средневолжском
ЛУ МВД России на 
транспорте.

Ваши мнения