Особый статус

29.02.2016
Особый статус

Транспортные полицейские раскрывают преступления по «горячим» следам с помощью современных технических средств и при содействии граждан

Начальник Средневолжского ЛУ МВД России на транспорте ПАНТЕЛЕЕВ Руслан Владимирович родился 30 мая 1976 года в городе Куйбышеве.

На службе в органах внутренних дел с июня 1997 года.

На службу в транспортную милицию пришел в январе 2005 года на должность старшего оперуполномоченного по особо важным делам отдела собственной безопасности Средневолжского УВД на транспорте МВД России.

С 2008 года проходил службу на руководящих должностях в центральном аппарате МВД России.

В январе 2012 года назначен на должность начальника Средневолжского линейного управления Министерства внутренних дел России на транспорте.

Имеет два высших образования.

В 1997 году окончил Самарский государственный педагогический университет по специальности «История».

В 2001 году окончил Самарский филиал Саратовского юридического института МВД России по специальности «Юриспруденция».

За время службы в органах внутренних дел неоднократно выезжал в служебные командировки в Северо-Кавказский регион.

Награжден государственными и ведомственными наградами. Почетный сотрудник МВД России.

— Что представляет собой нынешняя структура Средневолжского ЛУ МВД России на транспорте? Каковы особенности работы?

— Транспортная полиция имеет свою специфику, которая заключается в мобильности и оперативности. В отличие от территориальных ОВД, у нас криминогенная обстановка меняется ежечасно и даже ежеминутно. По объектам транспортной инфраструктуры за короткий промежуток времени проходит большой пассажиропоток и значительные материальные ценности. Поэтому действовать приходится быстро и оперативно.

К примеру, случилось происшествие, поезд ушел, уехали свидетели, и сотрудники полиции начинают выезжать в командировки, искать их, опрашивать, чтобы собрать максимально полную информацию и раскрыть совершенное преступление. Поэтому оперативные действия и незамедлительное реагирование нам нужны, как никому.

— Руслан Владимирович, в 1997 году Вы окончили государственный педагогический университет по специальности «История» и в этом же году поступили на службу в органы внутренних дел. А позже получили юридическое образование. Чем вызван такой поворот в Вашей судьбе?

— По окончании университета я выбрал для себя службу в органах внутренних дел. Решение было осознанным. Я понимал, что работа в структуре МВД — это большая ответственность. Сегодня я могу сказать, что доволен сделанным выбором.

Специфика службы требовала знаний именно юридических, поэтому я поступил в ведомственное учебное заведение.

— Пригодилось ли Вам первое образование на новом поприще?

— Конечно. Знание педагогики и психологии очень помогало в общении с людьми.

— На службе в органах внутренних дел Вы уже почти два десятка лет. Что изменилось в ней за эти годы?

— Меняется состав совершаемых преступлений и, соответственно, методы борьбы с ними. Появляются новые виды преступлений — это и киберпреступления, и новые способы мошеннических действий. Большую актуальность приобрела антитеррористическая безопасность.

Меняются критерии оценки оперативно-служебной деятельности. Более остро встает вопрос безопасности пассажиров в поездах, электропоездах и на стационарных объектах. И эта задача с каждым годом все усложняется. Больше внимания приходится уделять взаимодействию с территориальными органами внутренних дел.

Неизменным остается одно. Наведение и соблюдение правопорядка невозможно без помощи населения.

Если граждане не будут помогать полиции, то не будет порядка в государстве. Полиция должна быть максимально открытой для граждан. А доверие порождает взаимодействие — своевременные обращения граждан и помощь. Если люди готовы и хотят сотрудничать, значит, они вовремя сообщат о правонарушении. Следовательно, полицейские, быстро получив информацию о преступлении, смогут отреагировать на нее более оперативно. В таких случаях больше шансов раскрыть преступления по «горячим» следам, выявить и задержать преступника.

Пользуясь случаем, хотелось бы напомнить гражданам, что в Средневолжском ЛУ МВД России на транспорте работает круглосуточный «телефон доверия» 303-38-91.

— Какие современные технические средства используются для охраны общественного порядка на объектах транспортной инфраструктуры?

— Эффективная деятельность транспортной милиции невозможна без активного использования современных технических средств.

Особого внимания заслуживает применение автоматизированных программных комплексов, таких как «Кейс-КПМ», которые предоставляют нашим сотрудникам дополнительные возможности по выявлению лиц, которые тем или иным образом представляют интерес для полиции.

А вот в работе патрульно-постовой службы полиции активно используется мобильная система «Терминал». Это устройство просто незаменимо для сотрудников, которые в виду специфики своей работы не имеют доступа к единой информационно-телекоммуникационной системе ОВД РФ. В 2015 году сотрудниками ППСП с помощью АПК «Терминал» было выявлено и задержано 38 граждан, находящихся в федеральном розыске.

Сотрудниками линейного отдела в аэропорту г. Самары, при проведении досмотровых мероприятий используется устройство для обнаружения следов взрывчатых, наркотических, сильнодействующих и ядовитых веществ. При помощи данного устройства сотрудниками отделения по досмотру неоднократно выявлялись факты попыток провоза наркосодержащих средств.

Также, стоит отметить, что проводить эффективно свою работу при возрастающих объемах пассажиропотока невозможно без использования систем видеонаблюдения. На сегодняшний день на объектах транспортной инфраструктуры в регионе обслуживания управления установлены системы, использующие видеокамеры с выводом изображения в дежурные части подразделений.

В случае совершения преступлений этот ресурс помогает в кратчайшие сроки раскрыть совершенные на объектах транспорта преступления, задержать подозреваемых, возместить материальный ущерб пострадавшим.

— Как в полиции заботятся о новом пополнении? Существует ли система наставничества?

— Конечно, для воспитания молодых сотрудников необходим солидный опыт прежде всего практической работы.

И в этом помогает институт наставничества. За молодыми сотрудниками, либо за вновь прибывшими на службу, или за теми, кто идет на вышестоящую должность, закрепляются наставники из числа действующих сотрудников, обладающих опытом работы, способных передавать знания, и имеющих авторитет среди руководства и товарищей по службе

— Какими качествами должен обладать транспортный полицейский. Есть ли здесь отличия от обычного?

— Сегодня изменился процесс подготовки полицейских, ужесточились квалификационные требования к сотруднику органов внутренних дел. Люди к этому относятся с пониманием, с большей отдачей. Иначе никак, ведь в противном случае будут допускаться нарушения служебной дисциплины и законности. А следование всем нормам закона — один из показателей профессионализма.

Те, кто обращаются к сотрудникам патрульно-постовой службы полиции, должны видеть не просто человека в погонах, а грамотного, вежливого и внимательного человека, готового прийти на помощь.

Нередко от граждан мне поступают письма со словами благодарности за действия сотрудников управления.

Так, 28 апреля 2015 года жительница города Калуги со своей мамой 1936 года рождения приехали на станцию Безенчук из Самары. Выйдя из электрички, направились к переходу через железнодорожные пути. Ни одна из женщин не посмотрела по сторонам, чтобы убедиться в безопасности перехода через пути. А идущий скорый поезд был от них уже на опасном расстоянии. Это вовремя заметил дежуривший на платформе полицейский патрульно-постовой службы старший сержант Николай Лушин. Быстро и грамотно оценив ситуацию, он не стал окриком их останавливать, что усугубило бы происходящее, а просто оттащил женщин с перехода на платформу. Тем самым, по сути, спас их жизнь и здоровье.

В письме были такое строки: «Я впервые почувствовала, что полиция меня бережет, она среди нас и рядом с нами, а не выше нас или по другую сторону». Такие слова дорогого стоят.

— С какими итогами вы встретили 2016 год?

— В минувшем году сотрудниками Средневолжского линейного управления выявлено и зарегистрировано 1208 преступлений. Отмечу, что среди них преобладают преступления в сфере незаконного оборота наркотиков (59,7%), кражи (16,2%) и преступления экономической направленности (10,3%).

Продолжительное время наше Управление занимает лидирующее положение среди линейных управлений и отделов Приволжского федерального округа по количеству выявленных преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. В 2015 году выявлено 721 преступление, из которых 436 относятся к категории тяжких и особо тяжких.

Масса изъятых наркотиков по возбужденным уголовным делам составила более 20 килограммов.

За 12 месяцев 2015 года зарегистрировано и поставлено на учет 124 преступления экономической направленности.

При пассажирских перевозках наиболее характерными преступлениями являются кражи малогабаритных личных вещей: денег, документов, сотовых телефонов. Всего в минувшем году в пассажирских поездах совершено 18 краж личного имущества граждан. Проведенный анализ показал, что все кражи совершены в не сопровождаемых сотрудниками полиции поездах и электричках, носят единичный характер и допущены из-за небрежного обращения граждан со своим имуществом.

Расскажу более подробно о некоторых наиболее характерных примерах преступлений.

Так, в апреле 2015 года были осуждены бывшие руководители учебного центра, в котором в период с мая 2009 года по январь 2014 года без лицензии оказывались образовательные услуги в области гражданской авиации. Незаконно полученный доход составил 24 миллиона рублей.

Другой случай. Чапаевским городским судом Самарской области вынесен обвинительный приговор по уголовному делу в отношении самарской студентки, которая, находясь в вагоне электропоезда сообщением «Безенчук — Самара», перед выходом на станции Чапаевск оставила на сиденье коробку, на которой предварительно сделала надпись: «Бомба!!! Взорвется через 3 дня». При этом девушка осознавала, что сообщение, передаваемое ею, является заведомо ложным.

После обнаружения коробки сопровождавшие поезд сотрудники полиции приняли меры по эвакуации пассажиров вагона электропоезда в соседние вагоны. На станции Жигули электропоезд был остановлен, на место вызваны специальные подразделения МЧС и правоохранительных органов. Проведенным специалистами обследованием коробки взрывного устройства обнаружено не было.

Через два дня транспортные полицейские установили и задержали злоумышленницу.

Кроме того, в 2015 году сотрудниками патрульно-постовой службы полиции выявлено 14700 административных правонарушений. Причем, совершают их и несовершеннолетние, и взрослые граждане.

Вот один из недавних примеров. 9 февраля на станции Самара был задержан 23-летний гражданин, который... проехал несколько станций на сцепке последнего вагона пригородного электропоезда. Транспортным полицейским он пояснил, что сделал это просто потому, что ему этого захотелось. То есть, о степени риска подобного противоправного развлечения, которое могло повлечь за собой его смерть либо увечье, он и не думал. Повторюсь, этому любителю «острых ощущений» уже 23 года!

Я еще раз напомню гражданам, что соблюдать правила безопасности при нахождении на объектах транспорта необходимо. Потому что от этого зависят ваши жизни и здоровье.

— Через два года страна будет принимать чемпионат мира по футболу. Несколько матчей планируется провести и в Самаре. Как транспортная полиция готовится к этому мероприятию?

— Есть план совместных мероприятий по обеспечению правопорядка, предупреждению и пресечению групповых нарушений общественного порядка, массовых беспорядков, экстремистских акций в период подготовки и проведения Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 в России, согласованный в установленном порядке с руководством силовых структур и транспортных предприятий области.

Что касается действий сотрудников Средневолжского ЛУ МВД России на транспорте, то в период подготовки и проведения чемпионата под охрану будут взяты все объекты транспортного комплекса, нарядами патрульно-постовой службы будет усилено сопровождение пассажирских поездов дальнего и пригородного сообщения.

Проводятся постоянные тренировки личного состава по действиям в чрезвычайных обстоятельствах, недопущению совершения на объектах транспортного комплекса актов террористической направленности на железнодорожном, воздушном и речном транспорте.

С работниками Куйбышевской железной дороги и аэропорта мы проводим дополнительные инструктажи, отрабатываем алгоритмы совместных действий в случае внештатных ситуаций. Работаем в тесном взаимодействии со службой авиационной безопасности, ведомственной охраны предприятий транспорта.

— 18 февраля — ваш профессиональный праздник. Что бы вы хотели пожелать личному составу?

— Всем действующим сотрудникам, ветеранам службы хотел бы от всей души пожелать крепкого здоровья, счастья, благополучия, дальнейших профессиональных успехов в нелегкой службе. Мира, спокойствия и добра их семьям. А так как наш профессиональный праздник — это обычный, напряженный рабочий день, желаю личному составу, чтобы он прошел без происшествий.