Памяти товарища и друга

17.07.2015

Полковник Базыков Игорь Владимирович. Многие из наших сослуживцев связывают это имя с освоением космоса и заводом им. М.В. Фрунзе. И мало кто из молодых сотрудников УФСБ РФ по Самарской области знает, что его биография чекиста начиналась в аэропорту «Куйбышев-1» («Курумоч»), где Игорь Владимирович был куратором всех наземных служб. В этой публикации я хочу привести лишь один пример его оперативной деятельности.

Случилось это в период «мясного голода», когда в Куйбышеве (Самаре) был большой дефицит колбасно-мясной продукции в те теперь далёкие 70-е годы.

В один из дней вместе с Базыковым И.В. мы проводили рабочую встречу с командиром авиаотряда Дубровским М.А. Неожиданно, отталкивая секретаря командира, в кабинет буквально ворвались три женщины. В руках одной из них был открытый посылочный ящик средних размеров. Посетительница, почти крича, стала требовать вернуть ей посылку с мясом, которую, якобы, заменили работники аэропорта на пожарный баллон с проводами.

Осмотрев ящик мы, мягко говоря, «остолбенели» — перед нами в посылочном ящике находилось самодельное взрывное устройство с часовым механизмом. И здесь сработала быстрая реакция Базыкова, его психологическая устойчивость. Он сразу всех успокоил, сказал, что если раньше не взорвалось то и теперь ничего не произойдёт.

Однако, на всякий случай, посылку вынесли в парк из здания штаба, выставили охрану и вызвали сапёров. Женщин сразу развели по кабинетам и стали проводить опрос.

Выяснилось, что пассажирка И. вместе с 16-летней дочерью прилетели из Киева в гости к своим родственникам. Зная о трудностях с мясом в Куйбышеве, они прихватили с собой посылку. Дома её полностью готовил муж И. — старший преподаватель Киевского училища связи, подполковник. Отношения с ним пассажирка и её дочь характеризовали положительно. Однако, в дальнейшем нам удалось «разговорить» их родственницу, которая призналась, что главу семейства подозревали в связях с другой женщиной.

Прибывшие сапёры сообщили, что это действительно самодельное взрывное устройство, но выполнено дилетантом. Пожарный баллон был набит порохом, снабжён часами и самодельным детонатором. Устройство должно было сработать через час после вылета из аэропорта «Борисполь» города Киева, т.е. в середине маршрута полёта на высоте 10 тысяч метров. Самолёт со 150-ю пассажирами взорвался бы, но детонатор не сработал. Подполковник И. пороха не пожалел, и сила взрыва должна была гарантировать успех задуманного. Авиакатастрофы не произошло лишь по счастливой случайности.

И здесь сказался жизненный опыт Игоря Владимировича, его срочная служба на погранзаставе, умение оценить обстановку и взять ответственность на себя.

Без санкции руководства он стал звонить в Транспортное управление КГБ УССР о произошедшем. Параллельно я доложил обо всём руководству и о принимаемых мерах. Из нашего Управления в Киев сразу же ушла шифртелеграмма со всеми подробностями.

В дальнейшем из Киева пришло сообщение о задержании подполковника И. при попытке уничтожить улики. Но это уже совсем другая история.

Хладнокровие Базыкова И. В., его умение быстро ориентироваться в происходящих событиях и смелость принятия решений мне ещё не раз приходилось брать за основу, оказываясь в неординарных ситуациях при прохождении службы в органах военной контрразведки в Группе Советских войск в Германии.

В заключение, хотелось бы сказать молодым сотрудникам, что им есть с кого брать пример и как бы пафосно это ни звучало, но наше поколение служило «не ради славы и награды, а ради величия ДЕРЖАВЫ».

Помимо прочего эта история ярко показывает, насколько в советском обществе царили мир и спокойствие. О терроризме люди знали лишь понаслышке из заграничной хроники.

К сожалению, нынешнему молодому поколению такую жизнь трудно даже представить.

Подполковник в отставке
СОБОЛЕВ Г. М.